Главная

О нас

Размышления

Расписание

Семинары

Путешествия

Контакты


Иванов день. Праздник Росы.

Праздник летнего солнцестояния. Вершина лета. Русалочья неделя. Иванов день. Как мало мы помним и знаем об этом празднике! Вроде бы все собираются, обливают друг друга водой, а потом прыгают через костер. И еще зачем-то срезают ветки берез. И при чем тут русалки? И почему они в это время обитают не в водоемах, а на ветках берез и именуются мавками? А главное - зачем все это было нужно нашим предкам?

Если почитать труды этнографов, можно немного прояснить ситуацию. Празднику Иванового дня (как и празднованию Нового года) предшествует подготовительная неделя, носившая название русальной недели. Русальная неделя точно обозначена на нашем календаре: 19-24 июня. В жизни славянского племени, рода, это был очень важный период. В сельскохозяйственном календаре это время – начало колошения злаковых, когда пока еще неизвестно, каким будет урожай. В славянской традиции за опыление цветущих колосьев, также как и за орошение полей отвечали духи росы: вилы или русалки. У них и просили помощи в столь важный для всего рода период.

Обращались к Макоши, богине земного плодородия, и двум Рожаницам: Ладе и Леле. И, конечно, к Яриле, символом которого был солнечный диск. Это время в году – время самых длинных дней, торжество Солнца. Потом дни начнут убывать, солнце – постепенно терять силу. Отсюда – разжигание «живого», т.е. добытого трением огня на берегах рек, встреча солнца на горах. Обязательными также были обряды поклонения священным деревьям, рощам, родникам. Особенным почитанием пользовались березовые рощи.

В обрядах купания, утопления или похорон куклы дошли до нас отголоски жертвоприношений воде, земле, лесу. Предки, имея магическое мышление, считали, что, забирая у природы средства для жизни, они должны отдавать что-то ценное, а что может быть ценнее человеческой жизни? Позже человеческие жертвоприношения были заменены на символические – еду, купание, похороны кукол.

Все эти сведения интересны, но уже не вызывают отклика в нашей душе. Где бы мы сегодня ни жили: в городе или в сельской местности, все эти обряды нам неизвестны и не интересны. Да, было, и что? При чем тут мы?

Нас сейчас совсем не интересует то, как же выглядела загадочная русалка. Нам достаточно мультиков и картин. Нам гораздо интереснее совершено иное. Смешно, и даже глупо, воссоздавать один в один ритуалы далеких времен. Мы о них практически ничего не знаем и максимум, что сможем сделать – подделку, которая к смыслу праздника не имеет никакого отношения.

Мы же, ничего не «обогащаем» и не «воссоздаем» старые обряды. Мы в них вкладываем новое значение и наполняем их современным нам смыслом. Русалии нам интересны тем, что праздник соотнесен с определенным временем – верхушкой лета.

И наши задачи здесь можно условно разделить на три направления.

Первое из них – это вхождение в резонанс с природой. В это время, время самых длинных дней, самых активных природных сил, все в природе дышит радостью бытия, щебечет, поет, радуется. Великая симфония жизни в это время особенно торжественна. Сонастраиваясь этой радости, воли к жизни, мы можем прочувствовать этот ритм, радость и силу, пробудить их в себе, обновить, настроить. Ведь все это есть и в нас, только мы забываем об этом в своей суматошной и бестолковой обычной жизни. Природа в это время наиболее открыта человеку и готова поделиться тайнами: родники и травы становятся целебными, духов воды и растений можно увидеть, и даже земля может открыть свои недра.

Второе направление – вхождение в резонанс с великой любовью Творца к своим творениям, что в это время буквально струится с неба на землю. Именно этой любви посвящен один из важнейших христианских праздников годового цикла, который празднуется почти в это время: праздник Троицы Живоначальной. Единство всего тварного мира, объединенное ответной любовью к Творцу – вот что празднует мир христианский. «О тебе радуется обрадованная каждая тварь!» Вот только забываем мы обычно, что Творец поручил человеку весь этот мир, поручил для любви и мудрого руководства и задача человека – войдя в резонанс с любовью Его, научиться транслировать эту любовь всему окружающему пространству, одухотворяя его. Любя и одухотворяя, поднимать его выше, к Творцу. И в этом – великая человеческая задача, и смысл его существования на этой земле. Этот мир не знает, как он прекрасен, пока мы не полюбим его. Не полюбим, не восхитимся, и не вознесем хвалу Ему за творение его!

Третье направление имеет отношение к нашим собственным задачам, целям, мечтам и их воплощению. Конец июня - это уже середина года, время, когда можно внимательно посмотреть на то, как задачи, которые уже были поставлены в начале года - реализуются. Да и как иначе? Нами предприняты какие-то действия для их воплощения в жизнь. Теперь нам надо собрать то, что сделано, и соотнести с тем, что мы желаем получить в итоге, то есть к концу года, к зимнему Солнцевороту, когда начинается новый цикл – зарождения, продвижения, развития, завершения. Возможно, что-то откорректировать, внести ясность или подправить направление – процесс запущен, он пошел. Это особенно важно именно в этот период, так как информационно он соответствует переходу идеального в материальное, переходу от оплодотворения – к созреванию, вынашиванию и рождению. В течение праздника, захватывающего небесные сферы и Землю, каждому из нас в очередной раз дается шанс, что-то улучшить в своем быте и Бытии. С существенной оговоркой - в это время нам помогают Свыше. Во все остальное время придется приложить массу дополнительных усилий.

При помощи осознанного проживания этого праздника мы продолжаем включаться в годовой ритм жизни и природы, и Природы, как Макрокосма, потому как внутренняя путаница неизбежна – так как юлианский календарь учитывает ритмы жизни социума и мало соотносит его с ритмом развития всего живого на Земле.